Имеет ли право ГИБДД проверять тахографы?

6 июня 2015 г

Ни для кого не секрет, что одной установки тахографа для его правильной эксплуатации недостаточно.

Прежде чем отправить транспортное средство с установленным в нем прибором в дорогу, необходимо знать, каким должно быть обслуживание тахографа, когда и как выгружать информацию из него. Кроме этого, водитель сам, наравне с техническим специалистом, должен знать, как именно пользоваться тахографом.

На сегодняшний день в системе российской тахографии предусмотрена определенная ответственность для водителей и владельцев ТС, нарушивших правила эксплуатации устройства. К числу контролирующих органов, входящих в систему тахографии России, входят ГИБДД, Транспортная инспекция и Трудовая инспекция.

Осуществляя проверку транспортного средства, инспекторы, как правило, уделяют особое внимание наличию тахографа в транспорте, который по закону должен быть оснащен прибором. При этом инспектора проверяют, соответствует ли тахограф необходимым требованиям, правильно ли он работает, и насколько точно соблюдаются правила его эксплуатации.

В случае нарушения требований, регламентированных Федеральным законом 196 «О безопасности дорожного движения», предусмотрено наказание согласно статье 11.23 КоАПа. "Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха"

Когда сотрудник ДПС останавливает транспортное средство с целью проверки тахографа, водитель должен точно понимать, какие действия от него потребуются при проверке. Если сотрудник ДПС попросит, водитель обязан показать ему распечатку с контрольного устройства. В данном документе собрана информация о рабочих периодах, случаях превышения скорости, а также другие отчеты, которые согласуются с нормами законодательных актов.

Обязательно у водителя должна быть инструкция по использованию тахографа, поскольку содержащиеся в ней правила он обязан выполнять неукоснительно. Также должна быть карта водителя, имеющая информацию о рабочих режимах водителя. Приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 г. определяет тахограф и компоненты, входящие в состав прибора. Исходя из закона, карта представляет собой неотъемлемую часть устройства.

"Приказ №36 Приложение №3 Пункт 9 Водители транспортных средств обязаны:

  1. перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
  2. осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период работы, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается ежедневный период работы, определяются и регистрируются автоматически);
  3. изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;
  4. по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
  5. осуществлять вывод на печать информации;
  6. не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
  7. не извлекать карту во время движения транспортного средства;
  8. не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
  9. обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа."

В случае, когда водитель по каким-либо причинам не может или не знает, как предоставить распечатку, инспектор уполномочен расценить данный факт как нарушение правил эксплуатации, что грозит водителю взысканием, предусмотренным частью 1 статьи 11.23 КоАП. Сумма штрафа – 1000-3000 рублей. Наказание также распространяется на механика или владельца ТС, допустившего выпуск транспорта с неисправным тахографом. Владелец ТС или механик обязаны проинструктировать водителя, чтобы тот владел достаточным объемом знаний относительно правил эксплуатации прибора. Приказ Минтранса №36 содержит все необходимые инструкции, требования и правила по данному вопросу.

Что касается случаев отсутствия карты водителя, содержащей данные о регистрации режимов работы и отдыха, то данное нарушение попадает под ту же самую часть статьи 11.23, однако речь здесь идет уже о тахографе, не отвечающим установленным требованиям. Поскольку карта – это составная часть тахографа, то ее отсутствие подтверждает факт неработоспособности прибора, а, значит, это уже нарушение.

Многие могут справедливо задаться вопросом о том, а где можно ознакомиться с нормами рабочего времени, и чем грозит их нарушение.

В число таких регламентирующих документов, безусловно, входит ПРИКАЗ от 20 августа 2004 г. N 15 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ", содержащий информацию обо всех нормах рабочего времени, являющихся обязательными для выполнения.

За нарушения режимов труда и отдыха водителя налагаются штрафы, которые по своей совокупной величине могут достигать нескольких сотен тысяч рублей. Подобные нарушения чаще всего выявляются в процессе организации плановых проверок транспортного предприятия или по факту проверок, основанных на обращениях работников.

Трудовой инспектор может попросить предоставить ему информацию, необходимую для анализа нарушения. Такая информация обычно хранится в карте водителя.

Еще одним не менее важным вопросом является вопрос о сопроводительных документах тахографа. Ведь их отсутствие также является нарушением. Действие требований 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» распространяются на тахографы согласно ТР ТС 018/2011.

Инспектор вправе попросить копии сертификатов, которые обычно имеются на каждую установленную модель тахографа. Первый – это Сертификат Соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза. Он не обязателен для приборов, которые соответствуют ЕСТР, поскольку их соответствие содержится в номере самого сертификата ЕСТР. Второй – Сертификат соответствия требованиям на электромагнитную совместимость компонентов транспортного средства.

Наконец, когда проведена калибровка прибора, мастерская выдает соответствующий Сертификат о калибровке, в котором указаны идентификационные данные относительно автомобиля, тахографа, мастерской, мастера, измерительного оборудования с действующим сроком поверки, погрешностей измерения времени, пробега и скорости, значений измеренных физических параметров.

Все перечисленные документы подтверждают легитимность тахографа с точки зрения ТР ТС 018/2011, а сотрудник ДПС вправе проверить эти документы не только в рамках технического надзора, но и при разбирательстве обстоятельств дорожной аварии, рассмотрении страховых случаев и иных спорных ситуаций.

Источник http://rnsinfo.ru/news/1271